Травмы позвоночника в художественной гимнастике

Содержание
  1. Сколиоз и художественная гимнастика
  2. Заболевания спины
  3. Растяжения
  4. Болезни костей и суставов
  5. Риск серьезной травмы
  6. Большая загруженность
  7. Ответственность
  8. Необходимость полного обследования
  9. Важность выбора тренера
  10. Можно ли при сколиозе заниматься спортом
  11. Сколиоз и занятия спортом
  12. Как избежать травм в художественной гимнастике
  13. Выбрать подходящего тренера
  14. Травмы у новичков
  15. Травмы у подготовленных спортсменок
  16. Как снизить риск травм в художественной гимнастике
  17. Сможет ли восстановиться сорвавшаяся с высоты в Риге российская гимнастка
  18. Подвела техника безопасности?
  19. “Я очень хочу вернуться”
  20. Травматизм в художественной гимнастике
  21. Типология травм
  22. Причины травматизма
  23. Боли в поясничном отделе
  24. Искривление позвоночника
  25. Мышечные боли
  26. Травмы стоп и суставов в гимнастике
  27. Растяжения и разрыв мышц
  28. Первая степень растяжения
  29. Вторая степень разрыва мышц
  30. Третья степень разрыва мышц
  31. Профилактика травматизма
  32. Травмы в художественной гимнастике. Причины и классификация
  33. Вероятность травмы в художественной гимнастике
  34. Где бывают травмы у гимнасток
  35. Классификация повреждений
  36. Факторы, способствующие возникновению заболеваний в гимнастике
  37. Поясничные боли у спортсменок
  38. Сколиоз позвоночника
  39. Боли в мышцах
  40. Крепатура
  41. Контрактура
  42. Растяжение степень 1
  43. Разрыв мышцы степень 2
  44. Разрыв мышцы степень 3
  45. Травмы коленных суставов в художественной гимнастике
  46. Травмы голеностопных суставов
  47. Травмы стопы
  48. Повреждение ПФС большого пальца стопы
  49. Предупреждение травмы в художественной гимнастике
  50. Профилактика патологий позвоночника гимнасток-художиц на этапе углублённой подготовки
  51. Введение
  52. Организация иследования
  53. Методика

Сколиоз и художественная гимнастика

Травмы позвоночника в художественной гимнастике

26 октября отмечается Всероссийский день гимнастики. И спортивная, и художественная гимнастика — красивые виды спорта, но стоит ли отдавать туда ребенка, не причинит ли это вред его здоровью? Мы предлагаем 10 аргументов против.

Заболевания спины

Проблемы со спиной — самая частая жалоба гимнасток. Особенно страдают поясничный и грудной отделы позвоночника.

Это и просто боли в спине, и искривление позвоночника, спондилолиз (перелом дуги позвонка), спондилолистез (соскальзывание тела одного позвонка с другого), компрессионные переломы, повреждение замыкательных пластинок тел позвонков и межпозвоночных дисков, при неадекватном лечении могут возникать протрузии межпозвоночных дисков, грыжи.

У художественных гимнасток уже в 6-7 лет можно диагностировать сколиоз и гиперлордоз. Сколиоз возникает из-за неравномерности нагрузки справа и слева. Гиперлордоз (избыточный изгиб поясницы) — из-за чрезмерного прогиба в пояснице, который требуется от детей.

Растяжения

Растяжения — стандартная травма для гимнасток, даже самых маленьких. Сама по себе растяжка мышц — это болезненная процедура, выполняется с помощью тренера, который давит на растягиваемые мышцы, удлиняя их. Некоторые дети не могут удержаться от слез, криков.

Здесь очень важно не переусердствовать и действовать плавно. Но растяжения возникают, как правило, не в процессе растяжки, а при выполнении упражнений, когда нагрузка на мышцы резкая и интенсивная.

Болезни костей и суставов

Патология костей и суставов возникает у гимнастов на фоне хронических перегрузок и микротравм. Чаще всего наблюдаются деформирующие артрозы, остеохондропатии, хондромаляции, хронические поражения капсульно-связочного аппарата. Особенно страдают колени, голеностоп, локтевой сустав.

В художественной гимнастике слабым местом являются коленный сустав, голеностоп и стопа. Часто повреждаются мениски, крестообразные и боковые связки коленного сустава, возможны остеохондропатии, повреждения мышц, разрывы сухожилий. Часты переломы. Конечно, травматизация более вероятна, когда ребенок занимается спортом профессионально (с 3-4 года обучения).

Риск серьезной травмы

Серьезная травма может возникнуть в любом виде спорта, но спортивная гимнастика — один из самых опасных. И это не только травмы, которые предполагают завершение спортивной карьеры, в некоторых случаях они не совместимы с жизнью. Удары о снаряды, падения, переломы позвоночника, особенно опасен перелом шейного отдела при приземлении на голову.

В художественной гимнастике риск острой серьезной травмы невысок.

Дети-гимнасты часто жалуются на боль. Болят мышцы после тренировки, во время растяжки (иногда до слез), вследствие микротравмы или полноценной травмы, которую приходится лечить, из-за которой пропускаются тренировки. Можно сказать, такие дети привыкают к боли. Однако психическое состояние в условиях постоянных болевых ощущений выходит из равновесия.

В художественной гимнастике с самого раннего возраста приходится следить за весом. Хорошо, если ребенок относится к счастливчикам, которые могут есть все и не толстеть при этом.

Если же каждая конфетка добавляет граммы и сантиметры, диета может оказаться очень жесткой и исключать не только жирные продукты, сладости, выпечку и фастфуд, но и серьезно ограничивать ребенка в питательных веществах.

Одно из зарубежных исследований показало, что гимнастки употребляют лишь 80% необходимых им калорий в день, что приводит к задержке полового развития, роста, остеопорозу (а он в свою очередь повышает риск переломов).

Большая загруженность

Уже в младшей школе ребенку придется выбирать, что предпочесть: учебу или спорт. Ежедневные тренировки, сборы, выезды на соревнования практически не оставляют времени для учебы. Уроки делаются на ходу. Даже отдых подчинен расписанию. Нередко такие дети лишены полноценного сна и страдают от хронических перегрузок.

Ответственность

Дети, профессионально занимающиеся спортом, перестают быть детьми. Их жизнь превращается в череду тренировок и соревнований, успехов и неудач. У них нет времени на игры и общение с друзьями.

Они отвечают за все те огромные вложения, которые сделали родители, отдав ребенка в большой спорт. От малыша ждут серьезных побед, и он все время боится не оправдать ожидания.

Психологическая нагрузка на такого ребенка оказывается ничуть не меньше физической.

Необходимость полного обследования

Нередко родители, радуясь хорошей гибкости ребенка, отдают его в художественную гимнастику, не подозревая, что именно ему такие занятия наносят максимальный вред. Дело в том, что при слабости связочного аппарата (что проявляется их легкой растяжимостью) риск возникновения травмы наиболее высок.

У детей со слабыми связками чаще возникают растяжения, вывихи, подвывихи, надрывы, искривление позвоночника. Именно им противопоказаны большие нагрузки. Зачастую выясняется это уже после возникновения хронической патологии.

Слабость связочного аппарата может быть наследственной особенностью либо симптомом какого-либо заболевания. В любом случае перед поступлением в секцию нужно пройти полное обследование. В дальнейшем при серьезных тренировках необходим мониторинг состояния здоровья.

Важность выбора тренера

Многие родители выбирают тренера по степени его заслуженности и количеству именитых учеников. Однако не менее важный критерий — количество травм у его воспитанников. Именно тренер должен чувствовать, когда можно нажать, а когда пора остановиться; когда подбодрить, а когда уберечь ребенка от травмы.

Хороший тренер должен знать, как развивать тело гармонично, чтобы не страдали суставы и связки, не было перекосов позвоночника; кому вообще можно заниматься, а кому стоит подобрать что-нибудь другое, так как риск нанести вред здоровью слишком высок.

Можно ли при сколиозе заниматься спортом

Что такое сколиоз? Общая характеристика.

В медицине деформацию позвоночного столба называют сколиозом. Это нарушение осанки, стойкое боковое искривление позвоночника, асимметрия тела.

Патология бывает врожденной, либо приобретенной. Вторая форма заболевания наиболее частая. Заболеванию подвержены, в основном дети от рождения и до 17 лет. Сколиоз встречается и в людей более старшего возраста, в силу старения, и изнашивания позвоночного столба.

Если во время не диагностировать и не начать своевременное лечение, болезнь продолжает развиваться, переходя из одной стадии в другую, приобретая все более тяжелую форму заболевания.

При этом часто наблюдаются нарушения не только в позвоночнике, но и в других внутренних органах.

Болезнь сопровождается сильными болями, провоцируя появление системного остеохондроза, грыжи, и других патологических процессов.

Сколиоз и занятия спортом

Очень часто те, кто столкнулся с данным заболеванием, задаются вопросом о том, можно ли при сколиозе заниматься спортом.

На первый взгляд, кажется, что спорт и сколиоз не могут быть совместимы, так, как при таком нарушении и деформации позвоночного столба, могут появиться дополнительные травмы и прочее.

Но, на самом деле, существуют такие виды спорта, которыми не только можно заниматься при сколиозе, но и крайне необходимо. В зависимости от степени патологии, врач подбирает те физические нагрузки, которые допустимы для каждого конкретного случая.

Источник: https://medevro.ru/skolioz/skolioz-i-hudozhestvennaya-gimnastika.html

Как избежать травм в художественной гимнастике

Травмы позвоночника в художественной гимнастике

  • Информация
  • Как избежать травм в художественной гимнастике

Эта статья ни в коем случае не ставит своей целью запугать читателей или отговорить их от занятий художественной гимнастикой. Напротив, мы хотим, чтоб этот, поистине прекрасный вид спорта, приносил только радость и удовлетворение спортсменкам и их болельщикам.

Что могут сделать родители, чтобы помочь юным гимнасткам избежать травм, если двери спортзала для них закрыты?

На самом деле, кое-что вы можете сделать!

Выбрать подходящего тренера

Профессиональные гимнастки проводят с тренером больше времени, чем даже с родителями, поэтому 
подумайте семь раз, в какие руки отдавать своего ребенка.

От того, как построена программа тренировок, как соблюдается техника безопасности, насколько чутко 
тренер чувствует предел возможностей ребенка зависит и здоровье последнего.

Расспросите в школе или секции о статусе тренера, его стаже. Как оценивают методы тренера другие родители. Здесь важно выяснить насколько тренер мягок с детьми и требователен. Собрав эту информацию сопоставьте её с вашими планами. 

Чего вы ожидаете от тренировок? 

Если хотите вырастить чемпиона, то нужен опытный тренер со стажем и твердым характером. Только такой сможет раскрыть максимальный потенциал ребенка. Одновременно, возрастают и «профессиональные риски», о которых речь пойдёт ниже.

А вот если вы не грезите художественным Олимпом и не хотите сильно грузить ребенка спортом, то нужен наоборот тренер помягче.

Это нормальный подход! Многие родители отдают девочек в художественную гимнастику, чтобы сформировать им хорошую осанку, развить пластику и укрепить здоровье. Это можно сделать и без перегрузок.

Достаточно тренироваться со средней нагрузкой, без перегибов. Тише едешь, как говорится…

Травмы у новичков

До 30% травм у новичков в гимнастике — это неправильная организация места тренировок. Оцените визуально зал. Правильно ли уложено покрытие? Нет ли бортиков, ступенек, острых углов? Хватает ли высоты потолков, освещения?Посмотрите как проходят тренировки, сколько человек занимается.Не мешают ли спортсменки друг другу? Случается, что при большой загруженности зала гимнастки задевают 

друг друга предметами или даже сталкиваются при выполнении прыжков и сложных элементов.

Немаловажным аспектом в тренировках начинающих гимнасток является развитие самоконтроля.Приучите ребенка смотреть под ноги и проверять что находится у него за спиной. Изначально у детей нет такого навыка. Его нужно нарабатывать.

Также объясните юной гимнастке, что все новые упражнения первый раз нужно выполнять только при страховке тренера. А лучше иметь страховку до тех пор, пока гимнастка не научится выходить уверенно из любой фазы упражнения.

Травмы у подготовленных спортсменок

У профессиональных гимнасток риск травматизма сводится к двум основным случаям. Это дистрофия сухожилий (тендинит) и микротрещины костной ткани (усталостный перелом).

ТЕНДИНИТ — воспаление и дистрофия ткани сухожилия, связанные, как правило, с постоянными перегрузками и 
нарушением баланса между тренировками и отдыхом.

Основные симптомы:

— боль при активном движении пораженной конечностью;— болезненная реакция при пальпации;— похрустывание во время движения конечностью;— покраснение и повышенная температура в области воспаленного сустава;

— снижение подвижности суставов в месте воспаления.

При обнаружении хотя бы одного симптома следует немедленно обратиться к врачу, так как есть риск 
повреждения сухожилий.

Процессы регенерации не успевают покрывать постоянную травматизацию и повреждения накапливаются, ослабляя кость. В конечном счете, при игнорировании и без должного лечения усталостный перелом может привести к полному перелому кости. По 

механизму травматизации усталостный перелом можно сравнить с тендинитом — микроповреждением сухожилий.

Основной симптом — боль, нарастающая при активности и уменьшающаяся в состоянии покоя, отек и жар на 
месте перелома. Диагностируется при помощи рентгеновского исследования или МРТ.

Как снизить риск травм в художественной гимнастике

Ученые, исследующие процесс тренировок гимнасток сформировали следующие правила, позволяющие снизить 
риски травм до минимума:

  • Продолжительность занятий элитных спортсменок не должна превышать 30 часов в неделю, подэлитных — 20 часов в неделю
  • Растягивающие упражнения следует выполнять не менее, чем 40 минут в день
  • ОФП не должно занимать у гимнасток более, чем 5-6 часов в неделю
  • В целях предотвращения болей в области поясницы следует внимательно следить за правильностью техники спортсменки и предотвращать выработку неправильных навыков, способных привести к таким болям. Также не следует форсировать развитие гибкости юных спортсменок и заставлять их выполнять движения с диапазоном, к которому они еще не готовы.
  • Спортсменки должны постоянно проходить медицинское обследование на предмет выявления усталостных переломов в области поясницы, а также голени, голеностопного сустава и стопы.
  • Необходимо тщательно следить за питанием и массой тела юных гимнасток, предотвращать и устранять нарушение менструального цикла, потенциально ведущую к раннему остеопорозу.
  • Подберите своей спортсменке правильную защитную экипировку. Купить защитные аксессуары для тренировок можно на нашем сайте.

Берегите себя и своих детей!

Фотография: © Татьяна Малышева

05.08.2015, 1256 просмотров.

Источник: https://www.Beregusha.com/articles/bez_travm/

Сможет ли восстановиться сорвавшаяся с высоты в Риге российская гимнастка

Травмы позвоночника в художественной гимнастике

Российская воздушная гимнастка серьезно пострадала на соревнованиях в Латвии.

30-летняя спортсменка Евгения Асонова во время выполнения элемента сорвалась с высоты из-за лопнувшего троса, сломала несколько позвонков и повредила спинной мозг.

Теперь она прикована к больничной койке, и пока неизвестно, сможет ли снова заниматься любимым видом спорта. Разбираемся, почему могло произойти ЧП, и рассказываем, какие прогнозы дают врачи по восстановлению гимнастки.

Подвела техника безопасности?

соцсети

24 ноября в Риге проходил второй Международный турнир по воздушной гимнастике, в котором принимала участие Евгения Асонова. Спортсменка выступала на снаряде “воздушное полотно”, выполняла программу на высоте примерно 7-8 метров, состоящую из 10 обязательных элементов. Однако завершить ее так и не смогла.

“Во время выполнения последнего элемента “скольжение” на соединенных полотнах снаряд оборвался, и спортсменка упала вместе со снарядом на маты”, – рассказала тренер девушки Елена Кустова.

По ее словам, на площадке не дежурила скорая помощь: присутствовала только одна медсестра, но она была не в состоянии помочь в такой тяжелой ситуации.

Нам повезло, что скорая приехала быстро. Женю экстренно прооперировали: у нее сломаны два позвонка – первый поясничный и 12-й грудной, ушиб спинного мозга с полным поперечным повреждением спинного мозга, нарушена работа органов малого таза, нет чувствительности в ногах.

Елена Кустова

тренер спортсменки

Кустова добавила, что 1 декабря Асонову доставили из Риги в Москву. Однако реабилитация в столичной больнице оказалась платная – 80 тысяч рублей в неделю.

“Женя сама двигаться не может. Ее нужно переворачивать каждые полтора часа. Сиделки в больнице, которые будут это делать, платные – от 2 до 5 тысяч рублей в сутки. Пока работу сиделки осуществляют друзья Жени”, – отмечает она.

По мнению тренера, в падении виноваты организаторы, которые плохо подготовили снаряд.

“Техника безопасности была нарушена, я осматривала подвес, снимала видео, есть фото. Была нарушена не только техника безопасности, но и сам подвес был организован неправильно. Поврежденное оборудование сняли, все куда-то спрятали”, – заявила Кустова телеканалу Москва 24.

Страховая компания оплатила только частично операцию и транспортировку из Латвии в Россию. Дальнейшее лечение страховая компания не покрывает. До травмы Женя работала фитнес-тренером. После такой операции по своей специальности она работать точно не сможет. Ей 30 лет, не замужем, детей нет.

Елена Кустова

тренер спортсменки

Брат гимнастки Денис Асонов также уверен, что организаторы должны были обеспечить безопасность выступления спортсменки. “Но что-то пошло не так, оборвался трос. Лечение платное, бесплатные клиники отказались принимать, потому что это не экстренный случай, прошла уже неделя”, – рассказывает он.

соцсети

Мама спортсменки Лидия подчеркивает, что не хочет кого-то обвинять, но, по ее словам, виновные в трагедии обязаны ответить за произошедшее.

Виновные должны понести ответственность за такое халатное, преступное отношение к своим обязанностям.

Лидия Асонова

мама спортсменки

В свою очередь, в Федерации воздушной атлетики России (ФВАР) рассказали телеканалу Москва 24, что берут на себя финансовую ответственность в связи со случившимся ЧП. Глава спортивной организации Анастасия Журавлева пояснила: “Срок реабилитации – 21 день. Мы оплачиваем данную реабилитацию и не отказывались оплачивать ее”.

По информации ФВАР, правоохранительные органы Латвии проводят проверку по факту несчастного случая, по результатам которой будут установлены виновные. Следственный комитет России по Москве также организовал доследственную проверку в связи с ЧП.

Подруга пострадавшей гимнастки Маргарита Чантурия сейчас занимается сбором средств для помощи девушке. “Много сочувствующих людей, которые присылают деньги, особенно много людей, которые также занимаются в разных регионах воздушной акробатикой”, – рассказала она в разговоре с Москвой 24.

“Я очень хочу вернуться”

соцсети

Сама Евгения, которая сейчас находится в реабилитационном центре, рассказала телеканалу Москва 24, что ей ежедневно делают различные процедуры, но динамики она пока не чувствует: “Боль не становится меньше”.

“У меня по-прежнему очень сильно болит спина, тяжело спать, по ночам очень сильные боли. Я не могу без посторонней помощи ничего сделать сама: ни поесть, перевернуться уже могу чуть-чуть сама, но все равно мне нужно, чтобы мне помогали, перекладывали ноги”, – пояснила гимнастка.

В своем Instagram она делится со своими подписчиками своими переживаниями, рассказывает, что “сейчас все не так, как хотелось бы”, и принять происходящее – это “самое сложное”.

“Иногда я закрываю глаза и представляю свой номер мысленно, как будто скоро исполню его снова, даже не так… как будто не исполняла его еще вовсе… я знаю каждый акцент в музыке, каждое движение, мне кажется, я даже научилась мысленно все время тянуть носки.

Но надо принимать другое, что за то, чтобы просто встать с кровати, теперь нужно бороться, бороться каждый день”, – пишет она.

Надо принять, что воздух – это пока только смесь газов вокруг… И, наверное, только воздушники меня поймут, что воздух – это нечто другое, это состояние души! Я любила и люблю этот вид искусства, я всегда чувствовала, что это мое! А сейчас мне просто не хватает воздуха! Идите к своей мечте, идите по воздуху! И берегите себя! Я очень хочу вернуться!

Евгения Асонова

воздушная гимнастка

Тренер Елена Кустова, которая после ЧП постоянно находится рядом со гимнасткой, добавила, что девушке прописали ношение специальных ортезов, которые помогают фиксировать ее стопы. Кроме того, ей назначили иглоукалывание, физиопроцедуры, а специальные аппараты сгибают и разгибают ноги спортсменки.

“Евгения не чувствует стоп вообще и не может ими двигать, поэтому стопы зафиксировали, чтобы они находились в правильном положении. Компрессионные чулки назначили, чтобы не образовывались тромбы в ногах”, – добавила тренер.

: /Кустова Елена

При этом, по словам завотделением реабилитации МГМУ имени Сеченова Константина Тернового, прогнозы по состоянию девушки положительные.

Евгения поступила в тяжелом состоянии после осложненной травмы позвоночника спустя всего пять дней после операции. Операция была сделана очень быстро после травмы, что и позволило ей не стать инвалидом.

Константин Терновой

завотделением реабилитации МГМУ имени Сеченова

“У пациентки уже появились движения в нижних конечностях, вернулась чувствительность, сегодня мы сняли послеоперационные швы, рана зажила, но должен предупредить, что реабилитация будет долгая: это процесс не одной недели, а может быть, даже нескольких месяцев”, – пояснил врач телеканалу Москва 24.

Президент Федерации воздушной атлетики России Анастасия Журавлева также добавила, что 1 декабря был подписан трехсторонний договор между Федерацией, больницей и Евгенией.

“Стоимость реабилитации – 239 800 рублей. Данную сумму Федерация берет на себя, и это все прописано в договоре. У нее была страховка, страховая компенсировала стоимость не в полном объеме, но сейчас мы этот вопрос обсуждаем”, – подчеркнула собеседница телеканала Москва 24.

Однако сама Евгения переживает из-за того, что договор подписан только на декабрь: дальше она не уверена, что Федерация будет оплачивать ее реабилитацию.

Источник: https://www.m24.ru/articles/proisshestviya/06122019/156237

Травматизм в художественной гимнастике

Травмы позвоночника в художественной гимнастике

Художественная гимнастика – это  красивый, но опасный вид спорта, занимаясь которым не стоит забывать и про технику безопасности. Неосторожные и непродуманные движения могут грозить гимнасту травмами. Начинают занятия в раннем детстве, девочек отдают в секции с 3 лет.

Типология травм

Достаточно редко встречаются травмы легкой и средней степени тяжести шеи, головы, верхних конечностей.

Первое место по распространенности занимают травмы ног легкой степени. К ним относятся ушибы, несерьезные растяжения, ссадины. При подобных травмах спортсменки могут заниматься легкими тренировками.

Второе место по распространенности занимают травмы плеч и рук легкой степени тяжести.

На третьей строчке расположились травмы корпуса тела и спины, позвоночника.

Дети, получившие тяжелые травмы пропускают тренировки и соревнования. К сожалению, травмы в спортивной и художественной гимнастике бывают довольно часто. Чтобы в случае травмы иметь средства на качественное лечение, спортсмена желательно застраховать.

Спортсмен не может принимать участие в значительных соревнованиях без спортивной страховки, наличие страхового полиса — обязательное условие для участия в серьезных турнирах. Одна из серьезных страховых компаний — https://sport.

insure/ Страхование спортсменов не поможет избежать растяжки, вывиха, перелома, но поможет качественно восстановить здоровье и продолжать спортивную карьеру.

Причины травматизма

Существует 5 основных причин травматизма в художественной гимнастике.

  1. Физиологические показатели, по которым организм спортсмена не способен выдержать определенные нагрузки. Либо состояние здоровья не соответствует должному уровню, но в секцию гимнастики не принимают детей с какими-либо противопоказаниями.
  2. Несоблюдение техники безопасности во время выполнения элементов упражнений. Это может происходить из-за элементарного незнания правил выполнения.
  3. Неправильная методика обучения, в особенности это касается юных гимнастов, которые оказались в большом спорте.
  4. Продолжительность занятий. То есть в коротких перерывах организм не успевает восстановиться.
  5. Некачественная или слишком короткая разминка, которой не хватает для разогрева мышц, суставов и связок.

Боли в поясничном отделе

Боль в спине знакома каждому гимнасту и не всегда она является результатом усердных занятий. Возникновению поясничных болей подвержены не только дети, занимающиеся художественной гимнастикой. У гимнасток сильные мышцы спины и корпуса, а тренировки и растяжки помогают избавиться от боли.

Искривление позвоночника

Иначе это заболевание называется сколиозом – слишком сильный изгиб позвоночника. К этому заболеванию может привести как отсутствие тренировок (сидячий образ жизни), так и чрезмерные тренировки.

Мышечные боли

Очень часто гимнастки растягивают мышцы. Благодаря этому суставы становятся более гибкими. От растяжек страдают сухожилия мышц нижних конечностей и паховой области.

Среди мышечных болей распространены крепатура и контрактура. Первый вид боли появляется не сразу, а со временем. Второй вид ограничивает подвижность сустава.

Травмы стоп и суставов в гимнастике

По частоте возникновения травм выделяют следующие:

  • повреждения голеностопа и полностью стопы;
  • повреждения колена и голени;
  • травма бедра и тазобедренного сустава.

Именно голеностопный сустав страдает чаще от занятий художественной гимнастикой.

Стопа травмируется из-за неправильного приземления. К таким травмам относятся:

  • перелом связок пальцев, их повреждение;
  • вывих суставов предплюсневых;
  • вывих стопы подтаранного типа.

Колени и голень травмируются в результате многочисленных прыжков. Приземление способствует возникновению микротравм.

Бедро и тазобедренный сустав повреждаются из-за постоянных растяжек.

Растяжения и разрыв мышц

Неотъемлемой частью художественной гимнастики является хорошая растяжка, гибкость мышц и суставов. Добиться этого помогают различные упражнения. Происходит механическое воздействие на сухожилия, мышцы и связки. Поэтому распространены разрывы и растяжения.

Первая степень растяжения

Волокна травмируются частично, то есть происходит разрыв. Травмированный спортсмен вынужден носить ортопедическую повязку, соблюдать покой и воздержаться от тренировок на несколько дней.

Вторая степень разрыва мышц

Характеризуется частичным разрывом связок, при котором сохраняется функция сустава. Гимнаст носит тугую повязку, занимается легкими тренировками.

Третья степень разрыва мышц

Наиболее тяжелая степень, при которой связка полностью разрывается, а функция сустава нарушается. Иногда такая травма лечится хирургическим путем. На поврежденное место может накладываться гипс.

Профилактика травматизма

Важно знать причины травматизма и стараться их устранить.

  1. Помещение для занятий не должно быть тесным и душным. Зал необходимо периодически проветривать.
  2. Соблюдение техники безопасности во время выполнения сложных элементов.
  3. Одежда гимнастки должна быть удобной, сидеть по размеру.
  4. Страховка очень важна в выполнении опасных элементов. Кроме того, гимнастки обязаны следить за своим самочувствием и реагировать на его ухудшение.

Источник: https://gimnastikasport.ru/hudozhestvennaya/karera/travmy-2.html

Травмы в художественной гимнастике. Причины и классификация

Травмы позвоночника в художественной гимнастике

Художественной гимнастикой занимаются в основном женщины. Но, несмотря на то, что это по большей мере женский спорт, травмы в художественной гимнастике все же случаются. Однако, не спешите передумывать отдавать вашу дочь в спортивную секцию. Ознакомьтесь с некоторыми плюсами и минусами художественной гимнастики.

Вероятность травмы в художественной гимнастике

По статистике, на растяжения мышц/связок и на ушибы приходится большинство случаев гимнастического травматизма. Очень многие спортсменки отмечали боли неясной этиологии.

Где бывают травмы у гимнасток

Эксперимент Зетарука М. Н. и его коллег показал, что растяжение мышц/сухожилий было самой многочисленной травмой. Повреждение укрепляющего аппарата надколенника довольно распространенное явление у спортсменок.

Однако значительный процент гимнасток получили растяжения задней группы мышц бедра, в районе паха и щиколотке. Такое же число переломовнасчитывается в районе голени и стопы.

В ходе эксперимента получен небольшой процент переломов в поясничной области.

Травмы гимнасток делятся на:

  • суставов голени и стопы (сухожилий и связок, пальцев и их связок); суставов колена и голени (повреждения связок, переломы берцовых костей);
  • суставов таза и бедра (растяжения мышц паха и мышц задней поверхности бедра);
  • спины и позвоночника.

Классификация повреждений

  • Травмы как легкой, так и средней степени тяжести реже встречаются в области головы и шеи, как и травмы рук и плеч средней степени тяжести.
  • На первом месте по частоте стоят легкие травмы ног. Это ссадины, ушибы и растяжения первой степени. Такие травмы можно совмещать с легкими тренировками.
  • На втором месте находятся травмирования, локализующиеся в районе рук и плеч, имеющие легкую степень тяжести.
  • Травмы спины и корпуса тела стоят на третьем месте по встречаемости, как и средние травмы ног.

Детям с тяжелыми травмами придется пропустить большое количество тренировок и соревнований, а некоторым и вовсе расстаться со спортом.

К счастью, такие травмы в художественной гимнастике встречаются очень редко.

Факторы, способствующие возникновению заболеваний в гимнастике

Травмы мышц и сухожилий учащаются при увеличении времени занятий. При этом увеличение длительности растяжки сокращает риск травматизации.

Гимнастки часто страдают остеопорозом, нарушениями менструального цикла и вынуждены неправильно питаться.

Также к факторам риска в художественном виде спорта относят несоблюдение техники и методики тренировок, твердую поверхность для занятий и нарушение баланса мышц-антагонистов ног.

Поясничные боли у спортсменок

Практически все гимнастки испытывали боли в спине. Однако, это вовсе не означает, что боли были вызваны занятиями гимнастикой.

Были проведены многочисленные эксперименты, которыедоказывают, что вероятность болей в области поясницы не увеличивается у гимнасток по сравнению с детьми, не занимающимися ею.

Напротив, мышцы спины у них более сильные, а постоянныетренировки (в среднем 6 дней в неделю) помогают бороться с такими болями.

Возраст гимнастки также не увеличивает шансы появления поясничных болей.

Боли в спине у художественных гимнасток могут быть следствием микротравм позвонков и межпозвоночных дисков. Наиболее часто встречается перелом арки позвонка и смещение позвонков. Однако встречаются и другие проблемы с позвоночником, которые выявляются при КТ и МРТ.

У гимнасток, жалующихся на боли в позвоночнике, более частые проблемы болей успешно лечатся и спортсменки смогут постепенно вернуться к занятиям.

Художественная гимнастика красивый и грациозный спорт, но и достаточно травмоопасный

Сколиоз позвоночника

Идиопатический сколиоз представляет собой искривление позвоночника в сторону. Чаще всего диагностируется у подростков, большинство из которых занимаются гимнастикой. Это объясняетсятем, что у гимнасток была повышенная гибкость суставов, поэтому позвоночник находится в скошенном состоянии.

Исследователи данной патологии уверенны, что гимнастика укрепляет мышцы спины, которые помогают позвоночнику справляться с нагрузками.

Рекомендуем прочитать: Как правильно растянуть спину, избежать проблем с позвоночником.

Боли в мышцах

Растяжения мышц в данном виде спорта очень частая незадача. Ведь, чтобы добиться гибкости в суставах, гимнасткам приходится выполнять упражнения на растяжку. В большинстве случаевстрадают сухожилия мышц задней поверхности бедра и в области паха.

Также боли в мышцах возникают по следующим причинам:

Внутренним

  1. Физиологическим (контрактура и крепатура);
  2. Анатомическим (растяжения и разрывы мышц);

Внешним – ушибам

  1. 1 степени
  2. 2 степени
  3. 3 степени

Крепатура

Это мышечные боли, которые возникают не сразу, а по прошествии некоторого времени после тяжелой физической нагрузки.

Этиология этой боли связана с накоплением в мышцах молочной кислоты, а также другими продуктами метаболизма в организме человека.

Для снятия подобных болей используют нестероидные противовоспалительные средства.

Контрактура

Это ограничение подвижности сустава, при котором конечность полностью не разгибается либо не сгибается.

Причинами таких контрактур являются:

  • Механические (местные процессы в суставе).
  • Смешанные (поражения мышц и нервов одновременно).

Лечение подбирается в зависимости от типа и причины контрактуры. Оно может быть как консервативным (ЛФК, массаж, физиопроцедуры и другое) и оперативным (применяют принеэффективности консервативного лечения).

Растяжение степень 1

При растяжении связок происходит частичный разрыв волокон.

Для лечения необходимо использовать специальную ортопедическую повязку и соблюдать покой около трех суток. Можно приложить сухой холод. Назначают физиотерапевтическое лечение.

Разрыв мышцы степень 2

Происходит частичный разрыв связки, но функция сустава при этом не нарушается.

Используют обезболивающие, сустав пунктируют и назначают тугую повязку и физиотерапию.

Разрыв мышцы степень 3

Полный разрыв связки с нарушением функции сустава.

Лечение обычно оперативное. Накладывают гипсовую повязку, назначают физиотерапию.

https://www.youtube.com/watch?v=6Fq1iVUZAqo

Рекомендуем прочитать: Художественная гимнастика для начинающих. О чем важно знать.

Травмы коленных суставов в художественной гимнастике

Данные спортивные травмы связаны с прыжками, а точнее с неправильным приземлением. Также при выполнении такого элемента в художественной гимнастике, как «гранд жете», травмыколена практически неизбежны. Необходима отличная концентрация внимания и точная техника. Травма, полученная в последствии выполнения этого элемента, требует оперативноговмешательства.

Зачастую травмы коленных суставов связаны с прыжками, а точнее с неправильным приземлением.

Травмы голеностопных суставов

Эти травмы в художественной гимнастике находятся на первом месте по частоте у гимнасток. Это такие травмы голеностопных суставов, как:

  • растяжение, разрыв связок сустава;
  • повреждение сухожилья малоберцовой и большеберцовой мышц;
  • травмы синовиальных сумок мышц данной области.

Растяжения связок голеностопного сустава

К растяжению связок малоберцовой кости может привести варус стопы (вращение внутрь). Также кроме связок может пострадать межберцовое соединение и дельтовидная связка.

Для лечения используются различные методы, выбор которых зависит от тяжести повреждения.

Медиальный синдром ущемления голеностопного сустава

Также при растяжениях связок вследствие вращения внутрь и после переломов плюсневых костей, может развиваться импиджмент-синдром голеностопного сустава с медиальной стороны (сторона, лежащая ближе к позвоночнику. Происходит ущемление пучка дельтовидной связки, находящегося спереди. Это требует оперативного вмешательства, но больший процентпострадавших смогут вернуться в спорт.

Рекомендуем к прочтению: Плюсы и минусы художественной гимнастики.

Травмы стопы

Гимнасткам приходится чаще встречаться с острыми повреждениями стоп, чем с хроническими повреждениями. Это такие повреждения, как вывих стопы Лисфранка и подтаранный вывих, атакже переломы и вывихи пальцев стопы, повреждения плюсневых костей и связок стопы.

Гимнасткам необходимо соблюдать ювелирную точность в выполнении элементов и при приземлении.

Повреждение ПФС большого пальца стопы

Причиной травмы ПФС может послужить насильственное сгибание или разгибание стопы, которые могут произойти при неправильном приземлении. Такое повреждение сопровождается дефектомкапсулы сустава, а также перерастяжением и разрывом связок, которые ее удерживают.

Часто встречается вывих большого пальца стопы, который возникает при насильственном его сгибании (при ударе о твердый предмет).

Предупреждение травмы в художественной гимнастике

Существует множество причин, по которым у спортсменок могут возникать травмы в художественной гимнастике. Для того чтобы эти травмы предотвратить необходимо знать причины и устранить их. Рассмотрим некоторыепричины:

  • нарушения проведения занятий (тесное помещение, большое количество гимнасток, неправильная установка требований);
  • неправильная методика обучения (гимнастка еще не готова к выполнению данного упражнения);
  • несоблюдение техники безопасности, неправильное поведение (нарушения дисциплины);
  • несоответствие одежды требованиям (по размеру, форме);
  • несоответствие параметров помещения для тренировок (неправильная температура, влажность в помещении, непроветриваемое помещение).

И это далеко не все причины, по которым гимнастка может получить травму.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений необходимо подготовиться к нагрузкам, выполнить растяжку. Нужно чтобы все суставы «разработались», специально для этих целей существуютупражнения для конкретного сустава. Но и у таких упражнений есть свои плюсы и минусы.

Спортивный инвентарь должен быть расположен в соответствии с правилами безопасности, для предупреждения травмы в художественной гимнастике.

Важную роль в выполнении спортивных элементов играет страховка. Немаловажно контролировать собственное самочувствие и вовремя среагировать на его ухудшение.

Источник: https://ogimnastike.com/travmy

Профилактика патологий позвоночника гимнасток-художиц на этапе углублённой подготовки

Травмы позвоночника в художественной гимнастике

Авторы: Венгерова Наталья НиколаевнаСоловьёва Ирина Олеговна
Источник: Журнал Ученые записки университета имени П.Ф. ЛесгафтаВыпуск: 7 (53) 2009, 15 июля 2009
Страницы: 23-28

В статье рассматривается проблема наличия структурно-функциональных изменений позвоночника гимнасток-художниц.

Введение

Для художественной гимнастики характерны регулярные тренировочные нагрузки высоких объемов и интенсивности в детском и, особенно, в подростковом возрасте [8].

Значительно повышая интенсивность тренировочного процесса в этот период, необходимо учитывать и возможные неблагоприятные последствия для организма девочек-подростков.

По мнению специалистов [6], дефицит энергетических субстратов в организме гимнасток вследствие соблюдения жестких диет в сочетании с регулярными высокоинтенсивными физическими нагрузками приводят к торможению выработки гормонов в гипоталамо-гипофизарно-яичниковой системе.

Это обстоятельство позволяет отнести гимнасток-художниц в «группу риска» по развитию симптомокомплекса «Триада женщины-спортсменки», проявлениями которого являются расстройства пищевого поведения, функциональная гипоталамическая аменорея и остеопороз [12].

Снижение плотности костной ткани (остеопороз) может проявляться болями в позвоночнике, являться причиной «усталостных» переломов костей, сколиоза, нарушений осанки. Вследствие этого у гимнасток-художниц значительно чаще встречаются нарушения состояния опорно-двигательного аппарата в виде искривлений позвоночника по сравнению со среднестатистическими данными в популяции [2].

Мы предположили, что осуществление специфической профилактики изменений состояния позвоночника, биологически обоснованное дозирование физической нагрузки на тренировках будут способствовать коррекции и снижению частоты возникновения патологической осанки, предупреждая тем самым переход ее в необратимое состояние – сколиоз.

Организация иследования

Педагогический эксперимент проводился с сентября 2007 по апрель 2008 г.г. на базе ДЮСШ Петроградского района г. Санкт-Петербурга.

В педагогическом эксперименте принимали участие две группы (контрольная – Гк. и экспериментальная – Гэк.), сформированные свободным методом.

Каждая группа состояла из 18 гимнасток в возрасте 12-14 лет, имеющих квалификацию I разряд и выступающих по программе КМС.

Контрольная и экспериментальная группы представлены выборками, однородными по возрасту и уровню квалификации (коэффициент вариации Пирсона V < 10%).

Методика

Для определения степени выраженности патологических изменений позвоночника у девочек гимнасток применялись методики, используемые в травматологии и ортопедии [6].

Исходное положение испытуемого при проведении данных тестов – стойка спиной к исследователю, ноги вместе, руки вниз, мышцы спины и плечевого пояса расслаблены. Визуально оценивалось состояние позвоночного столба: положение над- плечий, лопаток, симметричность треугольников талии.

Обследуемым предлагалось выполнить положение активной осанки – лежа на животе прогнувшись («лодочка»). При этом визуально отмечалось наличие или отсутствие деформации позвоночника.

Исчезновение деформации позвоночника в положении активной осанки расценивалось как проявление патологической осанки, а уменьшение деформации – как признак сколиоза.

Гимнастки выполняли наклон вперед, во время которого определялось наличие или отсутствие околопозвоночной мышечной асимметрии («мышечного валика»). Наличие «мышечного валика» расценивалось как проявление сколиоза. Помимо этого, искривления позвоночника регистрировались путем проведения теста с грузиком [7].

В начале исследования оценивался уровень проявления пассивной и активной гибкости в позвоночнике и силы мышц спины у гимнасток при выполнении тестовых заданий [5]: удержание в течение 2 с «захвата ног в наклоне» и «наклона назад на коленях» (в баллах). Уровень развития динамической силы мышц спины определялся по результатам выполнения упражнения «поднимание туловища» из положения лежа на животе, руки вверх, в максимальном темпе до вертикального положения за 10 с.

Тренировочный процесс в экспериментальной группе включал в себя выполнение разработанных комплексов упражнений на тренировочных занятиях 3 раза в неделю по 40-45 минут в заключительной части занятия в подготовительном и соревновательном периодах. Учебно-тренировочный процесс в контрольной группе проводился традиционно согласно программе ДЮСШ.

Комплексы упражнений специальной физической подготовки (СФП) и коррек- ционной гимнастики, выполняемых сопряженным методом, разрабатывались с учетом теории и методики гимнастики и лечебной физкультуры (ЛФК) и представляли собой последовательное сочетание блоков упражнений для развития активной и пассивной гибкости (рис. 1).

Время выполнения комплексов СФП составляло 7 мин – 7мин 30с. Время вы­полнения комплексов ЛФК составляло 3 мин – 3 мин 30с.

По окончании выполнения комплексов упражнений выполнялись упражнения на расслабление (релаксация) в течение 30с.

В содержание каждого блока входили специальные упражнения для раз­вития гибкости, выполняемые с гимнастическими предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы) поочередно, т.е. на каждом занятии выполнялся комплекс с одним предметом.

Продолжительность упражнений на статическое растягивание определялась, исходя из теоретических разработок [3], и составляла 60 – 70с. Длительность выпол­нения одного двигательного действия в блоках составляла 60 – 90с. Интервалы отдыха между упражнениями – 5-10с. (DeVriesH. A., LeeE.J., 1994; HoffmanJ., 2002).

В конце выполнения двигательных заданий гимнастки удерживали конечное положение с максимальным растягиванием в течение 10-15 с для преодоления мышеч­ного напряжения с последующим медленным «дотягиванием» до предельного уровня растягивания в течение 1-2 с. Блоки коррекционной гимнастики (промежуточные) вы­полнялись между основными блоками упражнений.

При выполнении разработанных комплексов упражнений особое внимание уде­лялось работе гимнасток на «неудобную» ногу.

С целью выработки навыков работы с предметами обеими руками в равной степени нами рассчитано, что, с учетом подходов к развитию гликолитических способностей, длительность выполнения двигательного действия должна составлять 60 – 90с.

Исходя из этого, продолжительность выполне­ния каждого двигательного действия в блоках на «удобную» ногу составляла 60с, на «неудобную» ногу – 90с.

В данный временной промежуток возможно выполнение уп­ражнения на «удобную» и на «неудобную» ногу без нарушения техники в соотноше­нии 3:5; 5:8; 2:3 в зависимости от сложности структуры движения. Количество повто­рений двигательного действия рассчитывалось, исходя из сложности его структуры (от 3 до 16 раз на одну ногу). Установлено, что количество повторений двигательных дей­ствий на «неудобную» ногу превышает количество повторений на «удобную» ногу на 30 – 40%.

Результаты и их обсуждене

В начале эксперимента (сентябрь 2007 г.) проводилась оценка состояния позво­ночника в обеих группах. Соотношение частоты выявления изменений состояния по­звоночника (патологическая осанка, сколиоз) и нормы проявления активной и пассив­ной гибкости, силы мышц спины у гимнасток обеих групп представлено в таблице 1.

Показатели состояния позвоночника и уровня проявления физических качествгимнасток I разряда до начала эксперимента

Группа Норма (%) Пат. осанка (%)Сколиоз (%) Актив. гибкость (б) Пассив. гибкость (б) Сила (б)
Гк. 33,3 16,7 50,0 5,4±1,4 7,7±2,1 6,4±0,8
Гэк. 11,1 22,2 66,7 5,3±1,2 7,9±1,8 6,6±1,1

Однородность групп определена по уровню развития пассивной, активной гиб­кости в позвоночнике и уровню проявления силы мышц спины (коэффициент вариа­ции Пирсона V < 10%).

После окончания педагогического эксперимента (май 2008 г.) нами повторно произведена оценка состояния позвоночника. Частота выявления изменений органиче­ского характера (сколиоза) как в контрольной, так и в экспериментальной группе оста­лась прежней – 50,0% и 66,7% (соответственно).

Достоверные различия частоты выяв­ления изменений функционального характера (патологическая осанка) отмечены в обеих группах, но с различной динамикой (Р0,05 7,4±2,0 27,0 >0,05 6,5±1,3 1,5 >0,05 Гэк..

8,9±0,9 11,2 >0,05 9,4±0,5 43,6

Источник: http://www.pozvonochnik.org/article-vengerova-soloveva

Сильное здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: